Интересное мнение о работе
Михаил Абакумов: Синдром Да Винчи, или О пользе шизофреников для бизнеса
В своем интервью для «PR-газеты» РАСО я говорил, что «ключевое участие в оценке издательских проектов принимают маркетологи». Это действительно так – но лишь потому, что маркетологами у нас работают очень умные люди с широким кругозором, и при этом вполне может быть, что выбор ими профессии был достаточно случаен. Мне важно мнение умного человека и не очень существенно, кем этот человек работает.
В рейтингах деловых книг сегодня лидируют практикоориентированные пособия с конкретными методами и инструментами для профессионалов. Успех книги Филиппа Гурова «Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе в Сети» (открывшей серию книг РАСО - ред.) -- лишнее подтверждение востребованности хороших практических пособий для конкретной профессии.
А на самом-то деле это печально, потому что век ремесленников закончился в эпоху Ренессанса. Ключевым востребованным качеством сотрудников для меня, как руководителя компании, становится транспрофессионализм (термин Павла Малиновского) и универсальность. Умение решать комплексные проблемы и не быть связанным ярлыком конкретной профессии. Явление это далеко не новое, известным транспрофессионалом уже в XV веке был Леонардо Да Винчи. Однако сегодня проблема сильно обострилась. Самое интересное в мире происходит на границах явлений и мы переживаем третью в истории профессиональную революцию. Сегодня, чтобы выжить, недостаточно быть параноиком (хотя Эндрю Гроув был очень прав для своего времени). Необходимо ещё стать шизофреником и немножко маньяком. Во всех остальных случаях будущее большинства современных высоких профессионалов – трагично и неопределенно. Разумеется, специалист, владеющий конкретными техниками, всегда найдёт способ заработать себе на жизнь. Однако «менеджеру среднего и выше звена» необходимо ориентироваться в мире гораздо шире, чем того требуют текущие задачи. Осложняется ситуация тем, что классическое (бизнес-)образование не успевает за потребностями жизни и бизнеса.
Вместо чтения книг по специальности для функционального менеджера гораздо полезней овладеть смежной (или вовсе не смежной) профессией. Менеджеру по продажам вместо очередного пособия про НЛП и черную риторику полезно почитать книгу «Якокка» Ли Якокка или «Костры амбиций» Тома Вулфа. Или даже «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грэя. Это может не принести немедленных дивидендов, однако окажется незаменимым подспорьем, если функциональный специалист выйдет за нынешние рамки и захочет от жизни чего-то большего, чем премия по итогам года. Базовые профессиональные навыки можно освоить после нескольких книг или (ещё лучше) тренингов, однако для карьерного роста нужно нечто большее, чем профессионализм.
Руководитель PR-отдела компании должен профессионально разбираться в производственных технологиях своей компании, управлении финансами, кадрами, то есть в случае необходимости суметь заменить генерального директора. С другой стороны, топ-менеджер и руководитель компании обязаны ориентироваться во всех направлениях менеджмента, и не только его. Генеральный директор должен быть лучшим пиарщиком, чем руководитель PR-департамента, иначе компанию ждёт смерть и забвение.
Мне кажется, будущее уже наступило. Сдвиг парадигмы произошёл – или происходит на наших глазах. Чтобы мысли мои не слишком опережали дела, в нашей компании мы закрыли отдел маркетинга и PR, функциональные и технологические вещи отдали на аутсорсинг и сосредоточились на содержательной работе, которую все равно кроме нас никто не сделает. По крайней мере, пока к нам на работу не придёт Леонардо Да Винчи.
Михаил Абакумов, главный редактор издательства "Вершина"